История компании Endemol Печать
Бренды
27.07.2012 10:29

Итосрия компании Endemol«Телевидение ближе к реальности, чем любая книга»

Название Endemol родилось из анаграммы имен основателей голландской телекомпании. Сегодня Endemol стоит больше 5 миллиардов долларов и специализируется на производстве телепрограмм, которые выставляют напоказ частную жизнь, превращают унижение в развлечение, ничтожество в знаменитость и привносят нравы древнеримских зрелищ в мир «Шоу Трумэна».

Телевизионный жанр реалити-шоу возник около сорока лет назад. В 1969 году в Канаде был снят документальный фильм «Семейная пара». Зрители на протяжениию недель следили за ухудшением отношений между мужем и женой. В1972 году ю миллионов зрителей больше года «включались» в жизнь семьи из Калифорнии, наблюдая за разводом супругов. В британском сериале «Семья» в 1974 году остроумно комментировались проблемы другой «обычной» пары. Однако границы между документальным и художественным фильмом в этих программах сохранялись.

Основатели Endemol Джуп ван ден Энде и Джон де Мол пришли из совершенно разных областей: первый был театральным режиссером, второй занимался развлекательными телепрограммами. Ван ден Энде был старше и успешнее; де Мол, внук лидера музыкальной группы, в юности был диджеем и искателем приключений. Когда ему исполнилось 28 лет, его компанию John de Mol Productions спасли от банкротства только инвестиции другого бывшего диджея и успешного музыкального бизнесмена Уиллема ван Кутена. Ван Кутен поверил в идею де Мола по созданию новых форматов телепрограмм, и Мол вскоре оправдал доверие партнера.

Несмотря на теплые отношения, де Мол всегда стремился обойти своего соперника ван ден Энде, придумывая ради этого все новые и новые форматы. В 1994 год они с ван ден Энде объединили международные подразделения своих компаний. Новую телекомпанию назвали Endemol, она стала крупнейшим независимым производителем телепрограмм в Европе с общей продолжительностью вещания 2500 часов и оборотом в 150 миллионов фунтов стерлингов в год.

Однажды голландский государственный телеканал KRO обратился с просьбой придумать идею новой программы, чтобы заполнить свободное место в сетке вещания. Де Мол и трое его коллег обсуждали варианты до глубокой ночи. В итоге они предложили закрыть несколько человек в одном доме на 100 дней и круглосуточно снимать их жизнь, а зрителям дать возможность путем голосования постепенно исключать из программы по одному человеку. Последнего участника, по их задумке, ожидал приз — крупная денежная сумма. Одних идея восхитила, других шокировала; кто-то пришел в восторг, кто-то в ужас. Программу назвали «Проект X».

В 2000 году Endemol получила предложение о покупке компании от испанской телекоммуникационной корпорации Telefonica за 5,5 миллиарда евро в деньгах и акциях. После завершения сделки ван ден Энде отошел от дел с состоянием в один миллиард евро. Состояние де Мола оценивалось еще выше.

Самое известное творение Endemol появилось в то время, когда телевидение во всем мире тесно переплелось с телефонией и интернетом. Оказалось, что ни правительство, ни заинтересованные общественные объединения больше не могут контролировать или управлять общественным мнением через телевидение, особенно в молодежной среде. К 2005 году зрители посмотрели шоу «Большой брат» более 18 миллиардов раз и более 1 миллиарда раз проголосовали. В 2005 году часть Endemol снова вышла на фондовую биржу и была внесена в официальный список Euronext. В 2007 году Telefonica объявила о намерении продать принадлежавшие ей 75% акций. Одной из заинтересованных в покупке сторон стал Джон де Мол, который покинул компанию в 2004 году одним из самых богатых людей в Европе.

По меткому замечанию британской феминистки, писательницы и телеведущей Джермейн Грир, «реалити-шоу не означают конец цивилизации, какой мы ее знаем. Они и есть эта самая цивилизация». С другой стороны, этот феномен позволяет разделить участие в суррогатной жизни и реальную жизнь. Выбор, как и на голосовании, за зрителем.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Комментарии

Все комментарии »